«Возможности - ограничены, способности – безграничны»

 

 

 

Важнейшей целью социальной политики Российской Федерации является занятость инвалидов. На государственном уровне поставлена задача по вовлечению инвалидов во все сферы жизни общества в соответствии с положениями Международной Конвенции по правам инвалидов.

Министр труда и социальной защиты Максим Топилин сказал: «Тема, о которой мы постоянно говорим и которая является зоной нашего постоян­ного внимания - интеграция инвалидов в жизнь общества. Принято решение о продлении программы «Доступная среда» до 2025 года. При подготовке нового этапа программы мы с вами должны очень тщательно, очень четко подойти к основным задачам, которые нам предстоит решить. Я считаю, что ключевым моментом здесь должна быть именно система интеграции инвали­дов в обществе, их реабилитация, чтобы система работала в автоматическом режиме. Доступность зданий и сооружений, доступность инфраструктуры и доступность услуг, реабилитация - это все мы должны довести до автоматизма».

На краевом уровне принят ряд мер: подготовлена необходимая нормативная база, разработана соответствующая «дорожная карта», реализуется государственная программа «Доступная среда». Заключены соглашения и ут­верждены регламенты взаимодействия между Министерством труда и соци­альной защиты Алтайского края (далее - Минтрудсоцзащита Алтайского края), Министерством образования и науки Алтайского края, Главным бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю, Отделением Пенсион­ного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю и органами местного самоуправления.

В соответствии с заключенными соглашениями Минтрудсоцзащита Алтайского края получает информацию обо всех инвалидах трудоспособного возраста, проживающих на территории Алтайского края.

На основании полученных данных проводится опрос граждан, и формируются паспорта «занятости» инвалидов, что позволяет определить потребность граждан с инвалидностью в трудоустройстве и индивидуально подойти к определению рабочего места, исходя из медицинских рекомендаций, имеющейся профессии и опыта работы.

В 2017 году органы службы занятости опросили порядка 50,0 тыс. инвалидов. Результат опроса показал, что в крае порядка 8,0 тыс. инвалидов (16,0 %) нуждаются в трудоустройстве. С указанными инвалидами организована работа по содействию их занятости.

В каждом муниципальном образовании края созданы межведомствен­ные комиссии, разработаны «дорожные карты» по повышению занятости инвалидов (поручение Губернатора Алтайского края от 07.09.2017, письмо Правительства Алтайского края от 18.01.2018 № 218).

В крае заключено региональное соглашение между Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края на 2018 - 2020 годы. Обязательства сторон соглашения установлены с учетом решения приоритетной задачи по повышению занятости инвалидов, и содержат практические меры трудоустройст­ва граждан с ограниченными возможностями здоровья, созданию условий для повышения уровня их занятости, в том числе на оборудованных (осна­щенных) для них рабочих местах.

Исходя из высокой социальной значимости мероприятия по содейст­вию трудоустройству инвалидов в настоящее время Минтруд России ставит перед всеми субъектами задачу повышения уровня занятости инвалидов до 50 % к 2020 году.

Для этого требуется создать условия для инвалидов, способных и же­лающих работать, чтобы обеспечить им возможность получения справедли­вой зарплаты, достижения профессиональных успехов и чувствовать себя нужными и самодостаточными.

1.                Механизмы создания рабочих мест для граждан с инвалидностью

1.1.        Квотирование рабочих мест

В крае действует закон о квотировании рабочих мест для инвалидов (квота составляет 4% к среднесписочной численности, применяется в отношении работодателей с численностью работников более 100 чел.).

Выполнением квоты приема на работу инвалидов считается трудоустройство инвалидов в количестве, соответствующем установленной квоте приема на работу инвалидов, на созданные или выделенные рабочие места (п. 2.5 приказа управления Алтайского края по труду и занятости населения от 13.05.2013 № 10-01/96 «Об утверждении Порядка выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края»).

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность ра­ботников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Согласно приказу Минтрудсоцзащиты Алтайского края от 16.11.2017 № 492 «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организации Алтайского края» в организациях Алтайского края в пределах установленной квоты определено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (по краю — 694 рабочих места).

Закон распространяется на 722 работодателей и 5323 рабочих места. Уровень выполнения квоты составляет 78,2 %, работодатели обеспечивают занятость 4162 инвалидов. Т.е. 1161 рабочее место не заполнено.

В случае длительного незаполнения квотируемых рабочих мест целесообразно пересмотреть вакансии и организовать рабочие места, более под­ходящие для трудоустройства инвалидов либо рассмотреть вариант заключе­ния договоров совместной деятельности с другими работодателями. Напри­мер, в 2018 году данные договоры заключены с АНО «Ресурсный центр Ал­тайского краевого союза общественных организаций инвалидов», Алтайская краевая общественная организация «Вместе против рака», АО «Барнаульский завод асбестовых технических изделий», МБУДО Центр детского творчества г.Алейска и др. Профессии трудоустройства - социальный работник, педагог- психолог, сторож (вахтер), и др.

Выполнение организациями квоты входит в число критериев для присвоения статуса «Социально ответственный работодатель Алтайского края», вынесения решения о возможности оказания мер государственной поддерж­ки за счет средств краевого бюджета, поощрения наградами Губернатора края. В реестр социально ответственных и социально ориентированных рабо­тодателей Алтайского края внесены 374 работодателя.

Уровень выполнения квоты приема на работу инвалидов входит в число индикаторов по обеспечению эффективной занятости населения со­глашения о взаимодействии между Минтрудсоцзащитой Алтайского края и администрациями муниципальных образований.

В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занято­сти населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) работо­датели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости инфор­мацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, создан­ных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соот­ветствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о дан­ных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Информация о выполнении квоты приема на работу инвалидов представляется работодателями в центры занятости населения ежемесячно согласно приказу УТЗН Алтайского края от 13 мая 2013 г. N 10-01/96 «Об утверждении порядка выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края».

Контроль за приемом на работу инвалидов в пределах

установленной квоты

Надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов осуществляется должностными лицами Минтрудсоцзащиты Алтайского края, включенными в пере­чень, утвержденный Постановлением Администрации Алтайского края от 24.06.2015 № 242. В связи с этим предложения по включению работодате­лей (не выполняющих требования по приему инвалидов в счет установлен­ной квоты, либо требования по представлению ежемесячной информации по выполнению квоты) в план проведения проверок юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей на следующий год необходимо направлять в сектор контроля за реализацией полномочий в области содействия занятости населения контрольно-ревизионного отдела планово-финансового управле­ния Минтрудсоцзащиты Алтайского края ежегодно до 1 августа.

Меры ответственности работодателей предусмотрены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

 

КоАП РФ (шт

рафы)

Статья

5.42

не создание или не выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты

должностные лица

5000-10 000 руб.

Статья

19.7

непредставление или несвое­временное представление в ЦЗН информации о вакансиях, созданных или выделенных рабочих  местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведениях о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов

граждане (в т.ч.  индивидуальные предприниматели)

100-300 руб.

должностные лица

300-500 руб.

юридические лица

3000-5000

руб.


 

 


 

 

Проекты изменений в отдельные законодательные акты

В целях увеличения числа рабочих мест для трудоустройства инвалидов на заседании Правительства Алтайского края 21.03.2018 одобрен законопроект об установлении в регионе квоты для работодателей с численностью работников от 35 до 100 чел. в размере 3,0 % (принятие закона планируется в июне 2018 г.). При расчете квоты округление производится в сторону уменьшения. По оценке, это позволит увеличить количество квотируемых рабочих мест для инвалидов с 5 до 9 тыс. единиц. При этом установление новой нормы не повлечет за собой дополнительной нагрузки на работодателей. В основном эти рабочие места будут заняты инвалидами 3 группы, для которых не требуется создание специальных условий труда и дополнительное переоборудование рабочих мест.

На федеральном уровне в целях совершенствования регулирования вопросов квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов подготовлены проекты законов о внесении изменений в отдельные законодательные акты:

- в Закон о занятости:

в ст. 7.1-1 добавляется новое полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения - создание фондов содействия трудоустройству инвалидов;

в ст. 13 вводятся новые понятия: «Выполнением квоты считается оформленное в установленном порядке наличие трудовых отношений работодателя с лицами, имеющими инвалидность, количество которых не менее установленного в качестве квоты, либо осуществление компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов в размере и в сроки, предусмотренные настоящим Законом, за каждое незаполненное рабочее место в пределах установленной квоты.

Невыполнение квоты для приема на работу инвалидов является основанием для недопуска работодателя к получению мер государственной поддержки, к участию в государственных закупках, а также к праву привлечения иностранных работников в установленном порядке.

В случае незаполнения рабочего места, предусмотренного квотой для приема на работу инвалидов, работниками из числа инвалидов, работодатели вносят компенсационную выплату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов в фонд содействия трудоустройству инвалидов, предусмотренный в составе бюджета субъекта Российской Федерации.»;

ст. 22 дополняется пунктом следующего содержания «Фонды содействия трудоустройству инвалидов являются источником финансового обеспечения реализации мер, способствующих трудоустройству инвалидов, включая стимулирование работодателей за превышение квот, установленных для приема на работу инвалидов, организацию обучения (стажировок) инвалидов для последующего трудоустройства, создание и оборудование рабочих мест для инвалидов, осуществление мероприятий по сопровождаемому содействию занятости инвалидов, создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов, а также на иные стимулирующие меры.»;

- в Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вносятся дополнения в ст. 21: «Численность работников для определения обязанности по выполнению квоты для приема на работу инвалидов определяется количеством штатных единиц у работодателя согласно штатному расписанию без учета штатных единиц филиалов и представительств организации, расположенных в других субъектах Российской Федерации.

Филиалам и представительствам работодателя устанавливается квота в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, на территории которого они расположены, исходя из их штатной численности.

Квота для приема на работу считается выполненной в случаях трудоустройства инвалида на соответствующем рабочем месте либо осуществления работодателем компенсационных выплат в фонд содействия трудоустройству инвалидов за каждое незаполненное инвалидом рабочее место в пределах ус­тановленной квоты.»;

-     в Бюджетный кодекс Российской Федерации добавляется статья 179.5 «Фонды содействия трудоустройству инвалидов», регламентирующая создание указанных фондов. Соответствующие фонды предлагается создать на уровне субъектов Российской Федерации, и их наполнение осуществлять за счет компенсационных выплат от работодателей в случае невозможности взять на работу инвалида в соответствии с квотой, а также за счет штрафов;

-     в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.42) вносятся изменения в части меры ответственности для работодателей: «Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалида в соответствии с ус­тановленной квотой для приема на работу инвалидов либо неосуществление в установленном порядке компенсационных выплат в фонд содействия тру­доустройству инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу ин­валида в пределах установленной квоты влечет наложение административно­го штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти ты­сяч рублей, на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей».

Вышеуказанные изменения предполагаются к вступлению в силу с 01.01.2019.

1.2.      Создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов на других предприятиях, учреждениях по договорам совместной деятельности

Порядком выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края (приказ управления Алтайского края по труду и занятости населения от 13.05.2013 № 10-01/96) установлен механизм создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов на других предпри­ятиях, организациях, учреждениях по договорам совместной деятельности. Чаще всего партнерами выступают общественные организации инвалидов.

Трудовые отношения с работниками-инвалидами оформляет организация, в которой «арендуются» рабочие места, а возмещает затраты на выплату заработной платы работникам тот работодатель, который «арендует» рабочие места.

В 2018 году данным механизмом воспользовались 52 работодателя, что позволило дополнительно обеспечить занятость 342 инвалидов.

1.3.         Организация рабочих мест в рамках региональной программы содействия занятости населения

В рамках региональной программы содействия занятости населения предусмотрена возможность заключения договоров по организации общественных и временных работ безработных граждан, в т.ч. являющихся инвалидами.

В 2018 году более 200 граждан с инвалидностью приняли участие в указанных мероприятиях (основные работодатели, организующие временное трудоустройство, осуществляют деятельность в сфере сельского и лесного хозяйства, государственного управления, оптовой и розничной торговли, образования, здравоохранения).

В целях повышения социальной защищенности работника предлагается рассмотреть возможность закрепление на рабочих местах (перевод на постоянные рабочие места), при этом предварительная работа временного характе­ра позволяет работодателю «оценить» сотрудника.

Приоритетом 2018 года является трудоустройство на постоянные рабочие места.

Также возможно заключение 4-сторонних договоров по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования инвалидов на условиях гарантированного трудоустройства.

В 2018 году в целях повышения конкурентоспособности граждан с инвалидностью на рынке труда по направлению органов службы занятости 22 безработных гражданина направлены на профессиональное обучение (дополнительное профессиональное образование). Профессиональное обучение организовано по профессиям: менеджер, оператор ЭВМ, наладчик станков и манипуляторов с программным управлением и другим.

1.4.         Замещение сотрудников организации на период отпусков, временной нетрудоспособности. Заключение договоров гражданско-правового характера

С работодателями следует прорабатывать вопрос замещения сотрудников на период отпусков, временной нетрудоспособности основного персонала лицами из числа инвалидов, что позволит, не меняя штатного расписания, обеспечить выполнение необходимого объема работ.

График отпусков целесообразно запрашивать заблаговременно, чтобы своевременно принять меры по заполнению рабочих мест.

Кроме того, работодатели имеют возможность трудоустройства инвалидов в рамках договоров гражданско-правового характера, при этом обязательным является представление в пенсионный фонд сведений по форме

СЗВ-М (Постановление Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах»).

При взаимодействии с работодателями следует нацеливать их на необходимость информировать органы службы занятости:

об увольнении лиц с инвалидностью (по возможности заблаговременно, чтобы служба занятости оперативно смогла подобрать работника для замещения рабочего места);

о приеме на работу инвалидов, а также получении работающими гражданами инвалидности (в целях мониторинга занятости инвалидов).

2.                Формирование банка работодателей с инфраструктурной доступностью для инвалидов

В целях создания условий для повышения уровня занятости инвалидов формируется краевой банк работодателей, принимающих меры по обеспечению инфраструктурной доступности для трудоустройства инвалидов (на сегодня в банк включено порядка 2,5 тыс. работодателей).

Банк формируется на основании опросов работодателей. При проведении опроса необходимо информировать работодателей по вопросам, связанным с трудоустройством инвалидов и обеспечением доступности для инвалидов объектов (помещений, зданий, сооружений) с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности.

Создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам инвалидов, осуществляется в соответствии со Сводом правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 № 605.

При решении вопроса обеспечения инфраструктурной доступности для инвалидов работодатель может руководствоваться Методическим пособием для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходи­мой помощи, разработанным Минтруда России в 2015 году (далее - Методи­ческое пособие).

В основу деятельности по обеспечению инфраструктурной доступности положено выделение:

основных структурно-функциональных зон зданий и сооружений, которые подлежат адаптации для инвалидов:

территория, прилегающая к зданию (участок);

вход (входы) в здание;

путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации);

зона целевого назначения здания (места приложения труда инвалидов);

санитарно-гигиенические помещения; система информации и связи на объекте и основных категорий инвалидов: с нарушениями опорно-двигательного аппарата; передвигающиеся на креслах-колясках; с нарушениями зрения; с нарушениями слуха; с нарушениями умственного развития.

С учетом вышеуказанных классификаций в Методическом пособии приведены примеры адаптации каждой зоны для основных категорий инвалидов посредством оборудования (установки) отдельных элементов инфраструктурной доступности: автопарковка для инвалидов, пандус с поручнями, тактильная плитка, яркая контрастная маркировка на прозрачных дверях и ограждениях, световые маяки для контрастного выделения дверного проема, автоматическая система открывания дверей, кнопка вызова помощника, расширенные дверные проемы, адаптированный лифт, поручни в санитарно- гигиенических помещениях, рабочий стол с микролифтом, рабочий телефонный аппарат с большими кнопками для слабовидящих, комплексные системы средств информации и сигнализации об опасности, доступные для всех кате­горий инвалидов, и др.

3.                Сопровождение при содействии занятости инвалидов

С 01.01.2019 вступают в силу изменения в Закон Российской Федера­ции «О занятости населения в Российской Федерации» - добавляется статья 13.1 «Сопровождение при содействии занятости инвалидов».

Под сопровождением при содействии занятости инвалида понимаются оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду при его трудоустройстве, создание условий для осуществления им трудовой деятельности и ускорения его профессиональной адаптации на рабочем месте, а также формирование пути его передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя.

Помощь инвалидам в формировании пути их передвижения до места работы и обратно при наличии такой потребности может оказываться негосударственными организациями, осуществляющими деятельность по содействию в трудоустройстве граждан и (или) подбору работников, на основании договоров, заключаемых с органами службы занятости. Таким образом, в настоящее время в территориях целесообразно начинать работу по информированию социально ориентированных некоммерческих организаций о перспективах сотрудничества с ними по оказанию помощи инвалидам, тем самым определяя их готовность предоставлять вышеуказанную услугу.

Мероприятия по организации сопровождения при содействии занятости инвалидов включаются региональные программы содействия занятости населения.

В целях повышения уровня занятости инвалидов молодого возраста (18-44 лет) в рамках краевой программы содействия занятости населения разработана подпрограмма «Сопровождение инвалидов молодого возраста», в соответствии с которой предусмотрено:

оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов молодого возраста в размере до 100,0 тыс. рублей на одно рабочее место (основное условие возмещения на оснащение (оборудование) рабочего места - работодатель обязан принять работника-инвалида на неопределенный срок (не временно);

организация наставничества инвалидов молодого возраста с возмещением затрат работодателю на оплату труда наставника в размере, не превышающем половины минимальной заработной платы в Алтайском крае, установленного п. 3.1.2 Регионального соглашения о размере минимальной заработной платы, увеличенного на районный коэффициент и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, за полный отработанный месяц. Период возмещения затрат работодателя на наставничество инвалида может достигать срока 5 календарных месяцев;

организация возмещения затрат работодателю на частичную оплату труда инвалидов молодого возраста, пособия по временной нетрудоспособности в части, выплачиваемой из средств работодателя, в размере, не превышающем минимальную заработную плату в Алтайском крае, установленного п. 3.1.2 Регионального соглашения о размере минимальной заработной пла­ты, увеличенного на районный коэффициент и страховые взносы в государ­ственные внебюджетные фонды, за полный отработанный месяц. Период возмещения затрат работодателя на частичную оплату труда инвалида может достигать срока 5 календарных месяцев;

возмещение затрат работодателю на создание инфраструктуры, обеспе­чивающей доступность рабочего места для инвалидов молодого возраста в размере до 100,0 тыс. рублей на одно рабочее место. Например, обустрой­ство:

прилегающей к организации территории для безопасного передвиже­ния инвалидов (оборудование специальных мест парковки для инвалидов, размещение тактильных указателей, табличек и др.);

внутреннего помещения для беспрепятственного перемещения инвалидов (установка пандусов на входе, подъемников для лестничных маршей, не­обходимого освещения, расширение дверных проемов, переоборудование са­нитарно-бытовых помещений и др.).

Принимать участие в программе могут только работодатели реального сектора экономики.

Молодые инвалиды испытывают особые трудности в поиске работы из- за отсутствия опыта, необходимости в сопровождении при их трудоустройстве, в адаптации рабочего места и привлечении наставников.

Приобретение навыков работы, адаптация на рабочем месте существенно повысят конкурентоспособность инвалида на рынке труда, расширят возможности его трудоустройства и закрепления на постоянном рабочем месте.

4.                  Обязательства работодателей по повышению уровня занятости инвалидов в рамках Регионального соглашения менаду Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края на 2018-2020 годы

В п. 2.3.9 Регионального соглашения закреплены следующие обязательства работодателей:

создавать условия для повышения уровня занятости инвалидов, в т.ч. на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах. В этих целях: соблюдать установленную квоту для трудоустройства инвалидов; оказывать содействие в трудоустройстве лицам с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. после окончания ими обучения в образовательных организациях, в соответствии с рекомендациями, содержащимися в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида;

принимать меры по обеспечению инфраструктурной доступности рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

оказывать содействие в трудоустройстве участников регионального чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс» для граждан с ограниченными возможностями здоровья;

оказывать поддержку работающим инвалидам, а также работникам, имеющим в составе семей лиц с ограничениями жизнедеятельности;

создавать в организациях за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполне­нием работниками трудовых обязанностей в этой организации, и имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации рекомендации к труду.

5.                  Электронные ресурсы службы занятости

5.1. Интерактивный портал по труду и занятости населения Алтайского края

С июля 2017 в службе занятости внедрен Интерактивный портал по труду и занятости Алтайского края https://portal.aksp.ru/ (далее - ИАП), цель которого - обеспечение возможности электронного взаимодействия сотрудников территориальных подразделений службы занятости края с населением и работодателями.

ИАП — это интернет-витрина. В ней отражаются актуальные данные, размещенные в системе. Обращения пользователей через личные кабинеты на ИАП автоматически попадают в систему, что позволяет специалистам центров занятости населения оперативно их обрабатывать.

Внедрение ИАП позволяет решить следующие задачи:

-     обеспечить бесплатное и доступное электронное обслуживание по оказанию ряда государственных услуг в сфере занятости;

-      уменьшить время обслуживания и повысить качество обслуживания клиентов;

-       уменьшить количество документов на бумажных носителях;

-       в ряде случаев исключить личный прием.

В настоящее время на ИАП реализованы сервисы поиска работы и подбора персонала.

Для получения государственных услуг в электронной форме заявители (граждане и работодатели) должны быть зарегистрированы в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА).

Заявители - работодатели через личный кабинет на ИАП имеют возможность подавать заявление на предоставление государственной услуги по подбору необходимых работников, сведения об имеющихся вакансиях (в т.ч. подходящих для трудоустройства инвалидов) и получать результат услуги (перечень кандидатур). Услугу по информированию о положении на рынке труда в Алтайском края также получают в личном кабинете на ИАП. При этом исключается личное обращение заявителей в центр занятости населения и необходимость подтверждения документов на бумажных носи­телях.

Для работодателей обеспечена возможность подачи через ИАП сведе­ний о высвобождении работников, отчетов о квотировании и табелей учета рабочего времени (с письменным подтверждением на бумажных носителях).

В рамках развития электронных услуг службы занятости запланирова­но внесение изменений в Порядок выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края в части возможности представления работодателями отчетов о квотировании в электронном виде через личный кабинет на ИАП без подтверждения на бумажных носителях. После внесения изменений данной услугой смогут воспользоваться работодатели, зарегистрированные в ЕСИА.

В банке соискателей на ИАП у работодателей имеется возможность самостоятельно производить поиск граждан (резюме), состоящих на учете и желающих трудоустроиться.

Порядок работы по получению электронных услуг размещен на ИАП в разделе «Информация», «Об интерактивном портале».

Кроме того, на ИАП для работодателей размещена различная информация: нормативно-правовая, по охране труда, социальном партнерстве, стажировке выпускников и студентов, о банке высококвалифицированных работников и другая.

При освещении возможностей ИАП можно использовать презентационный материал.

5.2. Общероссийская база вакансий «Работа в России»

Запущенная на федеральном уровне общероссийская база вакансий «Работа в России» https://trudvsem.ru/ (далее - портал) в июле 2015 года создала информационную среду для посредничества между работниками и работодателями в режиме реального времени. Она расширяет возможности трудоустройства для соискателей и помогает работодателю оперативно найти подходящего работника.

Портал является важным инструментом реализации государственной политики в сфере занятости населения, направленным на стимулирование внутренней трудовой мобильности, сглаживание диспропорций на рынке труда, снижение напряженности на рынке труда трудоизбыточных регионов.

Отличиями портала являются:

    бесплатность для пользователя;

    надежность контрагентов;

    отсутствие рекламы;

    поддержка со стороны органов государственной службы занятости населения. Вакансии и работодатели на портале подлежат тщательной проверке.

Возможности портала постоянно расширяются. На сегодня функционал портала позволяет:

-    формировать базу резюме и вакансий на основании информации, содержащейся в информационных системах органов службы занятости, информации, размещаемой работодателями и соискателями самостоятельно, а также информации из иных источников (частные агентства занятости, коммерческие порталы по поиску и подбору работы);

-    работодателям самостоятельно осуществлять поиск сотрудников, управлять своими вакансиями. В личном кабинете работодатель может:

-    отслеживать отклики на вакансии, приглашать соискателей на собеседование;

-    осуществлять подбор работы, в том числе путём подключения сервиса автоматического уведомления о наличии свободных рабочих мест и вакант­ных должностей;

-    взаимодействовать работодателям и соискателям, в том числе дистанционно проводить процедуры отбора и собеседования с использованием сети Интернет (вкуре).

Особое внимание на портале уделяется трудоустройству инвалидов. Для этой цели предусмотрен функционал для размещения и поиска вакансий для указанной категории граждан. Работодатель при размещении вакансии, подходящей для трудоустройства лиц с ограничениями по состоянию здоровья, может выставить соответствующую отметку «Квотируемое рабочее место» и в графе «социально незащищенные категории» указать «инвалиды».

Кроме того, на портале пользователи могут самостоятельно размещать резюме, которым могут воспользоваться работодатели напрямую для подбо­ра кандидата на вакансию, либо в кадровый резерв. Для граждан, имеющих инвалидность, предусмотрена возможность указания соответствующей категории при заполнении конструктора резюме на информационном ресурсе.

В целях содействия занятости инвалидов на портале создан отдельный раздел о трудоустройстве инвалидов, который позволяет:

осуществлять поиск (подбор предложений) вакансий в зависимости от ограничений функций жизнедеятельности инвалида;

получить доступ к информации о квотируемых рабочих местах (доступен фильтр «Квотируемое рабочее место», отражающий количество свободных квотируемых рабочих мест для инвалидов у работодателя).

Кроме вакансий на портале представлена информация о существующих социальных услугах для инвалидов и правилах их оформления, а также информация о том, на какую поддержку со стороны государства могут рассчи­тывать граждане, ухаживающие за инвалидами.

В июле 2017 года реализована версия портала для слабовидящих (переход в правом верхнем углу на главной странице портала). В данной версии предусмотрено 3 вида шрифта, которые можно менять, а также можно менять фон (черный на белом, белый на черном и темно-синим по голубому). Поми­мо этого, реализован голосовой сервис (звуковые подсказки), позволяющий гражданам с ограничениями по зрению пользоваться всем функционалом портала. Сервис озвучивает информацию, размещенную на открытой страни­це сайта, в том числе информацию о вакансиях.

Система электронной подачи информации о вакансиях на портал является более удобной для работодателя, позволяет экономить средства работодателей, которые тратятся на размещение информации о вакансиях на плат­ных интернет-ресурсах, а также снизить риски привлечения руководителей к административной ответственности.

Кроме того, в соответствии с пунктами 28, 29 Правил формирования, ведения и модернизации информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 885, работода­тель, ежемесячно размещающий сведения на портале, считается выполняющим требования статьи 25 Закона о занятости населения в части представле­ния органам службы занятости информации о вакансиях.

В целях продвижения портала среди граждан и работодателей, оказа­ния поддержки при регистрации и использовании личного кабинета информационного ресурса, на ИАП создан специальный раздел, в котором разме­щены презентационные материалы, буклеты, инструкции для пользователей (Главная/ Информация/О портале «Работа в России»).

Специалисты центров занятости населения должны оказывать помощь соискателям и работодателям при регистрации и размещении ими информа­ции на портале.

6.                Исключение дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости

В соответствии с п. 6 ст. 25 Закона о занятости запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера (за невыполнение которой предусмотрена административная ответственность по ст. 13.11.1 КоАП РФ).

При решении вопросов занятости инвалидов необходимо учитывать следующее {приказ Минтруда России от 09.11.2017 № 777 «Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости»):

а) прямая дискриминация в отношении инвалидов при решении вопросов занятости выражается в не связанном с деловыми качествами инвалида отказе в приеме на работу и продвижении по службе, в профессиональной ориентации и обучении (переподготовке), трудоустройстве преимущественно на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места;

б) косвенная дискриминация представляет собой требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят в неравное положение инвалидов.

Косвенная дискриминация имеет место, когда положения локальных нормативных актов (нормативных предписаний) работодателя и практика их применения создают условия, препятствующие или ограничивающие выполнение работы инвалидом по сравнению с другими работниками.

Как было сказано выше, органом службы занятости осуществляется государственная функция надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты и их закреплением.

Установление фактов дискриминации со стороны работодателя в отношении гражданина в связи с установлением ему инвалидности осуществляется судами по заявлению граждан, считающих, что они подверглись дискри­минации в сфере труда (часть 4 ст. 3 Трудового кодекса РФ).

Заключение

Люди с ограниченными возможностями здоровья имеют право на труд, которое гарантировано Конституцией Российской Федерации. Многие из них могут и хотят работать, получать доход, быть активными членами общества.

Стимулирование работодателей к приему на работу инвалидов, повышение их социально ответственной позиции - одна из основных задач.

Служба занятости, в свою очередь, владея информацией о желающих работать гражданах с инвалидностью, поможет оперативно подобрать необход